активное фото
60 000+ клиентов уже выбрали Макхост

Что такое рентабельность и как ее рассчитывать

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов компании и перспективности инвестиций в бизнес. Термин произошел от немецкого слова «rente» — «возвращать», и если говорить простыми словами, то рентабельность показывает окупились ли вложения в проект. Высокая выручка не дает полного представления об успешности бизнеса, ведь даже при ее высоком уровне она может не покрывать расходы компании, а значит — коэффициент рентабельности является более объективной метрикой. О том, зачем и как рассчитывать рентабельность, рассказываем в нашем материале.

Зачем рассчитывать рентабельность

Владельцы бизнеса рассчитывают рентабельность, когда нужно спрогнозировать прибыль, распределить бюджет, определить цену выпускаемого продукта, составить бизнес-план, оценить конкурентоспособность компании или определить ее цену перед продажей.

Инвесторы обращают внимание на этот показатель, чтобы предсказать доход от капиталовложений и не потратить деньги на убыточное производство. Это касается как вложений партнеров, так и собственных средств, например, перед запуском стартапа. Расчет потенциальной окупаемости позволяет определить, стоит ли вкладывать деньги в бизнес-идею и реализовывать проект.

Что такое рентабельность.

Оценить можно рентабельность не только всей компании в целом, но и ее отдельных активов: капитала, рекламы, производства, продаж и т. д. Это позволит найти ту отрасль, которая нуждается в оптимизации. Уровень окупаемости свидетельствует о том, насколько успешен бизнес, а также помогает принимать эффективные управленческие решения:

  • влияющие на увеличение прибыльности компании;
  • ведущие к снижению расходов;
  • обеспечивающие стабильность работы бизнеса;
  • увеличивающие количество продаж;
  • повышающие инвестиционный потенциал.

Формула расчета рентабельности

Коэффициент рентабельности является отношением прибыли к тем ресурсам, которые были вложены в проект, чтобы ее получить. По общей формуле рентабельность рассчитывается путем вычисления отношения прибыли к тому показателю, окупаемость от которого необходимо узнать:

Р = П / х * 100%,

где Р — показатель рентабельности, П — сумма прибыли, х — показатель, для которого необходимо рассчитать рентабельность. Коэффициент принято выражать в процентах, для этого результат от частного умножается на 100%

Так, например, если аптека продает лекарство за 44 рубля, а затраты на его производство составляют 40 рублей, то ее прибыль составит 4 рубля с каждой упаковки таблеток. Рентабельность производства лекарства при этом составит (4/40) * 100% = 10%.

Виды рентабельности

Вид рентабельности определяется по тому, в какое направление бизнесом было вложено больше всего ресурсов для своего развития, какие задачи ставит перед собой компания и каково ее положение на рынке. Приведем несколько примеров:

  1. Квалифицированные кадры являются одной из основных сфер финансирования при трудоемком производстве. С помощью рентабельности персонала оценивается эффективность работников, управления персоналом, правильность распределения трудовых ресурсов.
  2. Когда необходимо выяснить платежеспособность предприятия, эффективность его функционирования и оценить работу финансовых менеджеров, находят рентабельность активов (эффективность использования имущества компании).
  3. Если нужно оценить успех выхода нового товара на рынок и принять решение о его дальнейшей продаже, можно использовать рентабельность продукта.

При расчете определенного вида рентабельности необходимо правильно подбирать другие коэффициенты, подходящие к ситуации и влияющие на прибыль. Из-за дополнительных данных формулы для каждого вида отличаются.

Рентабельность активов (ROA)

Активы предприятия — это его имущество и финансы. От правильного управления активами компании зависит ее прибыльность, надежность и конкурентоспособность: те качества, которые необходимы фирме для получения кредита, привлечения инвесторов и покупателей. Return on Assets — коэффициент рентабельности активов, который показывает уровень дохода от единицы активов, имеющихся у предприятия, и измеряется в процентах:

ROA = (чистая прибыль/средняя стоимость активов) * 100%

Рентабельность продаж (ROS)

Основной деятельностью бизнеса являются продажи, которые помогают компаниям достичь главной цели — заработка на выпускаемых ими продуктах. Однако кроме того, что фирма получает от покупателей деньги, она также несет определенные расходы, поэтому, чтобы вычислить рентабельность продаж, необходимо найти отношение чистой прибыли (доходы после уплаты налогов, сборов и т. д.) за определенный период к сумме заработанных за то же время средств. Формула рентабельности:

ROS = (чистая прибыль / выручка) * 100%

Рентабельность продаж позволяет анализировать работу бизнеса в динамике и выявлять условия, при которых сбыт товаров был наиболее прибыльным; предсказывать успешность выпуска нового продукта; устанавливать взаимовыгодную для компании и покупателя ценовую политику.

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)

Основные производственные фонды — активы, которые задействуются компанией при производстве товаров или услуг. Например, помещения, станки, инструменты и т. д. — оборудование, которое может использоваться многократно, но с течением времени изнашивается. ROFA — показатель доходности от применения основных средств, участвующих в создании продукта. Коэффициент представляет собой отношение чистой прибыли к стоимости активов:

ROFA = (чистая прибыль за определенный период / стоимость основных средств компании) * 100%

Благодаря данному показателю можно определить влияние каждого средства, используемого в производстве, на уровень прибыли компании.

Рентабельность оборотных активов (RCA)

Оборотные активы предприятия — средства фирмы, которые используются в течение одного производственного цикла или списываются по окончании года: денежные средства, НДС, материалы для изделий, заемные средства, остатки товаров.

RCA = (чистая прибыль / оборотный капитал) * 100%

Рентабельность капитала (ROE)

Рентабельность капитала — эффективность работы активов, вложенных владельцами компании в бизнес. Другими словами, сумма дохода, которую приносит предприятию каждый рубль его собственного капитала.

ROE = (чистая прибыль / собственный капитал) * 100%

Рентабельность инвестиций (ROI)

Рентабельность инвестиций — один из самых распространенных коэффициентов рентабельности, с помощью которого можно оценить, например, выгодность сделки или отдачу от рекламной кампании.

ROI = ((доход от вложений — размер затрат) / размер инвестиций) * 100%

Коэффициент отражает целесообразность вложения денег в проект.

Как повысить рентабельность

Расчет любого вида рентабельности позволяет оценить текущую обстановку, выбрать удачное направление для инвестиций и избежать провала. Успешный предприниматель должен знать целевую аудиторию проекта и ценность своих товаров и услуг для каждого покупателя. Это позволит установить комфортную цену как для клиентов, так и для владельцев бизнеса, стремящихся получить высокую прибыль. Приведем несколько советов по повышению окупаемости проекта:

  1. Сократите расходы. Посмотрите, на что уходит значительная часть средств при производстве и предоставлении товаров и услуг. Оцените целесообразность трат и подумайте над способами их снижения.
  2. Найдите партнеров. Примерно половина компаний готова предложить скидку на оказание услуг при долгосрочном сотрудничестве.
  3. Откажитесь от маловостребованных услуг, выберете наиболее перспективные.
  4. Увеличьте продажи за счет внутренней мотивации сотрудников с высокими показателями заключения сделок и реферальной программы. Это позволит снизить маркетинговые расходы и повысить лояльность клиентов.
  5. Соблюдайте график кредитных платежей, от этого зависит доверие к вашей компании и возможность в будущем получить заем на выгодных условиях.

Выводы

Проводя время от времени проверку рентабельности собственного бизнеса, вы всегда будете находить новые точки роста и не потеряете деньги на неудачном вложении

Автор: Макхост

Оцените статью

Зачем рассчитывать рентабельность Формула расчета рентабельности Виды рентабельности Рентабельность активов (ROA) Рентабельность продаж (ROS) Рентабельность основных производственных фондов (ROFA) Рентабельность оборотных активов (RCA) Рентабельность капитала (ROE) Рентабельность инвестиций (ROI) Как повысить рентабельность Выводы

Другие полезные статьи

Макхост — лидер авторитетных рейтингов