Как работает атомарный дизайн и в чем его преимущества
Атомарный дизайн — современный подход к созданию пользовательских интерфейсов; применяя его, разработчики и дизайнеры начинают проектирование системы с простых элементов и постепенно объединяют их в сложные структуры. Этот подход помогает создавать согласованные и масштабируемые продукты и облегчает поддержку созданных сложных систем. Разбираемся с его принципами и достоинствами.
Что такое атомарный дизайн
Атомарный дизайн – это методология проектирования, основанная на идее постепенного построения элементов интерфейса от простого к сложному. Название происходит от аналогии с химией: атомы — это самые маленькие частицы вещества, а молекулы, организмы и страницы — последовательно всё более сложные структуры, состоящие из этих атомов.
Брэд Фрост, автор книги «Atomic Design», предложил эту концепцию как способ упорядочить разработку интерфейсов. Он отметил, что многие дизайнеры сталкиваются с проблемой хаоса при создании больших проектов, где каждый элемент может получиться уникальным. Атомарный дизайн предлагает решение этой проблемы посредством создания четкой иерархической системы.

Image by pikisuperstar on Freepik.
В чем разница между атомарным дизайном и UI-китами
Хотя оба этих метода направлены на создание унифицированных интерфейсов, у каждого есть свои особенности. UI-киты — это набор готовых компонентов, таких как кнопки, поля ввода, иконки и т.п., которые можно использовать сразу же при создании продукта. Они позволяют быстро собрать интерфейс, но часто ограничивают гибкость.
Атомарный дизайн, напротив, фокусируется на создании элементов интерфейса, начиная с самого низкого уровня — с атомов. Используя такой подход, разработчики могут лучше контролировать каждую деталь — в итоге облегчается создание системы, полностью соответствующей потребностям проекта.
Принципы атомарного дизайна
Идея atomic designing заключается в том, чтобы разбить весь интерфейс на отдельные ступени сложности — на пять уровней организации элементов. Каждый уровень представляет собой определенный этап проектирования и базируется на предыдущем — по иерархии от простого к сложному.
Атомы (Atoms)
На этом уровне находятся самые простые элементы интерфейса — кнопки, текстовые поля, заголовки и иконки. Эти элементы являются строительными блоками всей системы. Например, кнопка «Отправить» — это атом, который может быть использован в разных частях сайта.
Молекулы (Molecules)
Молекулы формируются комбинациями атомов — так создаются более сложные компоненты. Они уже обладают некоторым функционалом и могут выполнять конкретные задачи. Например, форма поиска обычно состоит из текстового поля (атома) и кнопки (атома), которые вместе образуют молекулу. Так можно создавать многоразовые компоненты и затем использовать в разных местах веб-страниц.
Организмы (Organisms)
Более сложные структуры, состоящие из нескольких молекул и атомов. Из них создают законченные блоки интерфейса с определенной функциональностью. Один из примеров — навигационная панель, содержащая несколько кнопок, форму и меню. Другой пример — карточка товара, где есть изображение, наименование, цена и кнопка добавления в корзину. Использование подобных структур ускоряет проектирование интерфейсов веб страниц.
Организмы можно перемещать и повторно использовать в различных частях приложения — этим обеспечивается целостность и согласованность составных частей системы.
Шаблоны (Templates)
Это структурированные макеты страниц, собранные из имеющихся организмов и молекул. Они являются основой для конечного результата и уточняют, как различные элементы взаимодействуют друг с другом. Страницам сайта ставятся в соответствие подготовленные шаблоны, в которые вписаны продукты, статьи или другие элементы. Например, шаблон главной страницы может включать заголовок, навигационное меню, разделы с продукцией и футер.
Этот уровень помогает визуализировать структуру страницы и упрощает ее разработку.
Страницы (Pages)
Конечный результат проектирования. Это полные веб-страницы с реальными контентом и функциональностью. Здесь дизайнеры могут видеть, как все компоненты работают совместно и как они выглядят для пользователей. Каждая страница уникальна, и, вместе с тем, сохраняет заданный стиль и функциональность сайта или веб-приложения.
Используя страницы, можно протестировать пользовательский опыт и внести необходимые изменения до запуска продукта.
Плюсы атомарного подхода в дизайне
Популярность атомарного дизайна как подхода обусловлена рядом его преимуществ:
- Унификация — единообразие и согласованность всех элементов интерфейса. Из-за переиспользования атомов, молекул и организмов во всех разделах проекта возможно создание целостной системы, где все компоненты выглядят и функционируют одинаково.
- Масштабируемость. Можно добавлять функции и компоненты, не нарушая общей структуры. Если нужно изменить какую-либо деталь, достаточно внести корректировки на уровне атома, и эти изменения автоматически отразятся во всех соответствующих молекулах, организмах и страницах.
- Эффективность разработки. Переиспользование компонентов сокращает время и усилия, затрачиваемые на их создание. Используя библиотеку атомов, молекул и организмов, дизайнеры и разработчики могут собирать новые страницы, не начиная каждый раз с нуля.
- Упрощение коммуникаций. У дизайнеров и разработчиков есть общий язык для описания элементов интерфейса. Применяя этот подход, можно стандартизировать процессы и избегать недопонимания.
- Простота поддержки. Поскольку все элементы связаны между собой, изменения в одном компоненте автоматически отражаются на всех страницах, где он используется. Это упрощает обновления и исправления ошибок.
Заключение
Атомарный дизайн — подходящий инструмент для проектирования современных интерфейсов, в том числе для крупных веб-приложений и сайтов со значительным количеством страниц. Используя его, дизайнеры и разработчики могут относительно легко создавать унифицированные и масштабируемые системы. Эта методология особенно полезна для больших проектов, где важны согласованность и управляемость.
Попробуйте внедрить атомарный дизайн в свой следующий проект, и вы увидите, как поменяется ваш подход к разработке интерфейсов!
Оцените статью