Как создать интерфейс по принципам UI-дизайна
В век быстро развивающихся IT-технологий актуальным становится создание понятного на интуитивном уровне дизайна пользовательского интерфейса. Это то, что помогает людям взаимодействовать с приложением, веб-ресурсом. От степени грамотности его разработки зависит, насколько будет удобен данный продукт в использовании.
Основные принципы дизайна интерфейсов помогают правильно разработать оболочку, повысить эффективность продукта. Появляется возможность, например, в течение минуты сделать заказ такси, записаться на процедуры, вызвать клининговую компанию.
Сегодня предлагаем рассмотреть основные принципы дизайна пользовательского интерфейса, этапы его проектирования, возможные ошибки.
Зачем нужны принципы проектирования интерфейсов
Под основными принципами создания пользовательского интерфейса (UI) подразумевают ряд правил, помогающих специалистам делать удобные инструменты. Свод данных рекомендаций базируется на изучении поведения интернет-аудитории, нюансов ее восприятия, опыте взаимодействия с различными IT-продуктами.
Назовем основные факторы, из-за которых выполнение установленных принципов становится необходимостью:
- Улучшение пользовательского опыта. Согласно исследованиям поведения целевой аудитории, выработанные принципы способствуют проектированию интерфейса, соответствующего ожиданиям потребителей.
- Повышение эффективности продукта. Люди быстрее, результативнее решают задачи, что особенно актуально при дефиците времени.
- Снижение нагрузки на юзера. Сводится к минимуму когнитивная нагрузка – объемы усилий, которые пользователи прикладывают для изучения дизайна интерфейса. Это важно для тех, кто имеет ограниченные возможности или знания в данной области.
- Улучшение работы с продуктом. Основные принципы дизайна пользовательского интерфейса дают возможность создать гармоничное взаимодействие между людьми и приложением, сайтом. Так закладываются кирпичики в формирование положительного образа компании, повышается благосклонность ЦА.
- Соблюдение определенных стандартов. Принципы проектирования интерфейса включают в себя законодательные нормы. Это дает шанс избегать вопросов юридического характера, обеспечить одинаковые условия для всех юзеров.
- Обеспечение единообразия на различных площадках, устройствах.

Image on Freepik.
Основные принципы интерфейс-дизайна
Соблюдение ряда правил разработки design, правильное размещение кнопок, полей для текста, меню помогают сделать удобным взаимодействие аудитории с системой, цифровым продуктом. Поэтому предлагаем рассмотреть более подробно основные принципы дизайна интерфейсов.
Удобство и интуитивность
Ключевой аспект – комфортность при использовании. Все должно быть логично, интуитивно понятно, чтобы человек мог без усилий выполнить задуманное. При этом необходимо учесть потребности ЦА, применять традиционные шаблоны.
Основные детали панели управления лучше размещать в общепринятых местах, например, стрелка «назад» в левом нижнем углу. Привычный порядок вещей поможет оперативнее сориентироваться в системе.
Важно разрабатывать ясные правила, подсказки, помогающие понять, как взаимодействовать с приложением.
Последовательность и предсказуемость
Логика разработки проявляется в последовательности действий в design-решении. Пользователям легко предугадать поведение системы. Если составляющие панели управления реагируют предсказуемо, посетители лучше, быстрее справляются со своими задачами.
Важную роль в этом играют единообразие в расположении различных элементов на веб-страницах и использование очевидных обозначений для кнопок (например, иконка корзины для раздела с выбранными пользователем товарами). Это делает легче запоминание, взаимодействие.
Простота и минимализм
Простота design-решений – еще один ключевой принцип. Минимализм упростит усвоение информации, сократит усилия для ознакомления, изучения ПО.
Лишние детали, сведения отвлекают, запутывают посетителей ресурса. Лучше воспользоваться лаконичными схемами, сдержанной цветовой палитрой, шрифтами, поддерживающим общий стиль и простоту восприятия.
Визуальная иерархия
Иерархия позволяет без усилий определять самые важные элементы дизайна интерфейса, понимать связь между ними. Такой подход особенно актуален для сложных систем, имеющих массив информации, функций.
Рекомендуется использовать элементы так, чтобы создалась легко прослеживаемая визуальная иерархия. Например, крупные, броские детали привлекают чаще внимание, чем небольшие, неброские. Можно применять маркеры, подчеркивающие важность. Это могут быть определенные значки, цветовые акценты.
Контроль и свобода пользователя
Людям нравится осуществлять контроль взаимодействия с продуктом, поэтому рекомендуется предоставлять им свободу выбора, возможность контролировать действия (отмена, осуществление повтора какого-либо действия, выбор параметров, функций и т. д.). Понимая, что это в ее власти, аудитория почувствует себя более комфортно. Не стоит забывать и о предоставлении сведений о текущем статусе системы, выполняемых действиях.
Предотвращение ошибок
Допущенные погрешности могут спровоцировать потерю информации, времени, денежных средств. В связи с этим, следует предотвращать появление ошибок, а не реагировать на них после обнаружения.
Рекомендуется генерировать ясные, лаконичные сообщения, объясняющие причины сбоя, способы устранения их. Как один из вариантов работы с юзерами – предоставление подсказок, которые уберегут от часто допускаемых ошибок.
Поддержка обратной связи
Налаживание обратной связи дает понять пользователям, что совершаемые ими действия регистрировались, обрабатывались системой. Можно использовать, например, визуальный, звуковой эффект, тактильную реакцию (кнопка меняет цвет после «клика», возникновение вибрации и т. д.). Также рекомендуется предоставлять сведения о статусе выполняемых заданий.
Этапы проектирования интерфейсов
Речь идет о процессе формирования пользовательского интерфейса, который бы благосклонно приняла аудитория. Предлагаем рассмотреть основные этапы его проектирования.
Анализ аудитории и задач
Вся работа начинается с изучения ЦА и анализа предстоящих задач. Нужно понять, кто будет основным юзером панели управления, какие должны удовлетворяться потребности, как должно происходить взаимодействия людей с системой. Для этого рекомендуется:
- Определить основные характеристики ЦА. Для кого создается дизайн интерфейса: возрастные рамки, половая принадлежность, предпочтения, уровень технических навыков. Это поможет не разочаровать аудиторию.
- Проанализировать задачи. Определяется, какие действия можно будет совершить с помощью данного продукта. Это способствует выявлению сценариев использования, созданию необходимых элементов.
- Аккумулировать все функциональные, нефункциональные требования к панели. Первые должны определять, что будет делать интерфейс, вторые – как это должно работать.
Создание пользовательских сценариев (User Flow)
Второй этап – составление пользовательских сценариев. По сути, это ряд последовательных действий, которые человек должен сделать, чтобы достичь цели. Для этого необходимо:
- Определиться с основными сценариями (например, авторизация, поиск по сайту, оформление заказа).
- Детально, пошагово разработать каждый сценарий. Подразумеваются последовательные шаги, приводящие к конечному результату. Это даст возможность определить, какие потребуется задействовать элементы, опции управления.
- Оптимизировать сценарии, то есть выбрать путь с наименьшим числом шагов, упростив усилия для достижения цели.
Прототипирование и wireframes
Работа над предварительными вариантами UI, позволяющими провести тестирование функциональности, комфортности использования. Она включает создание:
- Схематичной обрисовки панели управления (wireframes), показывающей расположение различных элементов. Схема помогает представить всю структуру, определиться с основными составляющими.
- Интерактивных прототипов. Они позволяют тестировать ПО в действии, создаются посредством специальных программ.
А также прототипирование включает в себя проведение тестов прототипов с участием юзеров. Это полезно для выявления скрытых проблем.
Визуальный дизайн
Этап формирования эстетически приятного, удобного интерфейса включает:
- Подбор цветовой схемы. Она должна отвечать общей идее софта, быть приятной для глаз.
- Выбор шрифтов, типографики. Требования к ним – читабельность, соответствие общей стилистике.
- Расстановка элементов. Их следует располагать так, чтобы упростить их нахождение, применение.
- Использование визуальных составляющих (иконок, графики). Цель – сделать панель более привлекательной.
Тестирование и итерации
Заключительная стадия, которая предоставляет возможность найти, устранить проблемы.
Как правило, прибегают к:
- юзабилити-тестированию, позволяющему оценить с точки зрения аудитории, насколько удобно пользоваться интерфейсом;
- тестированию функциональности, благодаря которому проверяется правильность работы всех функций.
После проведения тестов в панель управления вносятся изменения, которые базируются на полученных откликах от пользователей. Это процесс итерации, который можно проводить несколько раз, пока не будет достигнут нужный результат.

Image on Freepik.
Типичные ошибки при проектировании интерфейсов
Существует ряд типичных ошибок, о которых мы хотели бы предупредить наших читателей.
Избыточная сложность
Когда разработчики стремятся использовать слишком большое количество функций, это приводит к тому, что пользователи начинают затрудняться в понимании работы программы.
Рекомендуется проводить продуманное исследование потребностей юзеров, определять, в каких действительно цифровых возможностях они нуждаются. Сдержанность приветствуется и при работе над дизайном интерфейса, чтобы сделать его лаконичным, максимально понятным.
Непоследовательный визуальный стиль
Ошибка заключается в смешении разных дизайнов, способов оформления. Из-за этого люди начнут затрачивать больше времени на изучение функционирования программы. Непоследовательность может крыться в подборе различных шрифтов, размеров, цветовых решений.
Нужно придерживаться принципа единообразия, при котором для всех составляющих панели будет действовать единый стиль. Так создается гармоничный, визуально приятный дизайн.
Игнорирование поведения пользователей
Важно не игнорировать поведенческие характеристики пользователей. Если они не учитываются, то существует риск создать неудобное в пользовании решение. Например, если разработчики не станут учитывать особенности мобильных гаджетов, это затруднит работу с продуктом на смартфонах, планшетах.
Слабая обратная связь и плохая навигация
Если аудитория не получает исчерпывающей информации о происходящих в интерфейсе действиях, ей сложно понять его работу. Например, люди тратят много времени на поиск необходимых сведений, если отсутствуют подсказки или плохо продумана навигация.
Лучшие практики и советы
Чтобы появился шанс получить хорошие результаты, разработчики и дизайнеры стремятся следовать проверенным временем советам, практикам. Вот основные из них.
Используйте гайдлайны платформы (iOS, Android, Web)
Следует принимать во внимание гайдлайны, которые предоставляют разработчики различных платформ:
- Эппл предлагает Human Interface Guidelines для ioS;
- Гугл – Material Design для Андроид;
- W3C дает рекомендации для сайтов.
Соблюдение данных стандартов способствует обеспечению единообразия, согласованности в дизайне.
Проверяйте доступность и контрастность
Под доступностью подразумевается использование продукта людям с ограниченными возможностями. И проверка степени контрастности – один из приемов позаботиться об удобстве пользователей. Контрастность в цвете поможет пользователям с проблемами зрения без усилий различать детали.
Применяйте микроанимации
Применение микроанимации помогает акцентировать внимание посетителей на определенных деталях, облегчать изучение функциональности. При этом важно не перебарщивать с ее количеством, чтобы не вызывать раздражение у визитеров.
Собирайте и учитывайте фидбек
Проведение опросов, организация различных форм связи с ЦА, изучение отзывов в соцсетях – все это приемы для сбора мнения ЦА. Анализ сведений, внесение корректировок будут способствовать улучшению ПО.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что принципы дизайна интерфейсов содействуют созданию пользовательского продукта, эффективного, комфортного в использовании. Они возникли не на пустом месте, основываются на понимании нужд, привычек ЦА, а также на успешном опыте различных дизайнеров и разработчиков.
Оцените статью