активное фото
60 000+ клиентов уже выбрали Макхост

Что такое e-commerce: как работает электронная коммерция

E-commerce — это сфера экономики, в которую входят ведение бизнеса и проведение финансовых операций в сети. Электронная коммерция подразумевает осуществление всех этапов продажи — от привлечения покупателя до доставки товара — с помощью сайтов, социальных сетей и мобильных приложений. Рассматриваем примеры e-commerce и объясняем ее механизмы простыми словами в данном материале.

Примеры электронной коммерции

Любая площадка, на которой можно купить товар, заказать и оплатить услугу, оформить подписку на цифровые продукты, перевести средства на другой счет, является примером электронной коммерции. Это могут быть сайты, сервисы и мобильные приложения с разными видами и сферами услуг. К примерам электронной коммерции относят:

  1. Торговые онлайн-платформы.
  2. Интернет-магазины.
  3. Стриминговые площадки.
  4. Онлайн-банкинг.
  5. Биржи фриланса.
  6. Виртуальные галереи.
  7. Службы доставки.
  8. Хостинговые компании.

Ниже мы подробнее расскажем о каждом примере.

Торговые онлайн-платформы

OZON — одна из первых торговых платформ в России, которая предоставляет продавцам пространство для взаимодействия с покупателями и берет на себя реализацию части бизнес-процессов. Комплекс операций по обслуживанию клиентов, которые бренд передает на аутсорс, называется фулфилмент. К нему относятся:

  • хранение продуктов на складе;
  • оформление и обработка заявок;
  • сбор и упаковка заказов;
  • прием платежей от покупателей;
  • доставка товара;
  • работа с возвратами.

Компаниям, сотрудничающим с торговыми платформами, не нужно создавать для своей деятельности отдельные сайты, искать подходящий хостинг, заботиться об оптимизации веб-ресурса, заниматься логистикой, нанимать в штат большое количество персонала и искать банки-партнеры. Это позволяет им сосредоточиться на создании контента — материалов для карточек товаров — и маркетинговых мероприятиях. При этом магазины сами выбирают, какую часть функционала они передают сервисам, а какую выполняют самостоятельно.

OZON.

Интернет-магазины

Онлайн-магазин — это веб-сайт, организованный таким образом, чтобы создать для покупателя привычную обстановку торгового зала и сделать процесс выбора товара наиболее комфортным. Вместо манекенов используются фотографии, видеообзоры и панорамы; витрины заменяют каталогами, таблички с названием коллекций — навигационными цепочками и поисковыми фильтрами, а консультантов — рекомендациями искусственного интеллекта и чатами с менеджерами по продажам. При этом пользователи получают возможность оформить заказ дистанционно и получить его в удобном пункте выдачи, даже если физического магазина нет в нужном городе.

Онлайн-магазину не требуется собственное помещение для хранения товаров, он может арендовать его или организовать прямую доставку со склада производителя. Сбор контактов покупателей, предложение персональных скидок, платежные операции по банковским картам, учет складских остатков и т. д. выполняются с помощью программного обеспечения: CRM-систем, почтовых сервисов, платежных систем и другого.

Пример интернет-магазина.

Стриминговые площадки

Когда блогеры создают интересный контент и транслируют его в прямом эфире, зрители могут поддержать их и перевести средства на развитие канала и создание новых материалов — донаты. Кроме того, аудитория может задавать автору стрима вопросы или просить его выполнить какое-либо задание, за ответ и выполнение действий пользователи платят блогеру вознаграждение. Стриминговые площадки — это веб-ресурсы, которые позволяют авторам вести прямую трансляцию, получать денежные переводы от зрителей и продавать подписку на канал. Примеры популярных платформ Cybergame.tv, YouTube Live, Twitch.

Стриминговые площадки.

Онлайн-банкинг

Онлайн-банкинг — технология дистанционного обслуживания клиентов банка, когда им предоставляется доступ к счетам и возможность распоряжаться имеющимися финансами в любое время и с любого устройства с доступом к Глобальной сети. Для получения услуг и совершения онлайн-операций пользователю необходимо иметь личный кабинет на сайте или в мобильном приложении банка. В перечень услуг интернет-банкинга включают:

  • выписки по счетам;
  • консультирование по банковским продуктам (кредитам, инвестициям и т. д.);
  • заявки на оформление дебетовых и кредитных карт, страхование и т.д.;
  • внутренние переводы;
  • покупку и продажу валюты;
  • оплату услуг.
Онлайн-банкинг.

Биржи фриланса

Онлайн-сервис помогает работодателям найти внештатных специалистов для решения задач проекта. Заказчики размещают кейс и указывают размер вознаграждения, а фрилансеры отправляют заявку на его выполнение. Биржа выступает посредником между сторонами и гарантирует, что работа будет выполнена качественно (в соответствии с техническим заданием, в заданные сроки) и оплачена в полном объеме сразу после проверки. Сервис резервирует денежные средства, внесенные работодателем, и переводит их исполнителю, когда кейс решен. За свои услуги биржа может брать комиссию. Другие коммерческие услуги платформ по поиску сотрудников:

  • продвижение профиля работника;
  • арбитраж — решение спорных ситуаций;
  • индивидуальный подбор проекта для исполнителя после консультации с рекрутером.

Виртуальные галереи

Современные технологии позволили музеям создать свои копии в виртуальном пространстве. Предметы искусства были оцифрованы, а для воссоздания прогулки по залам известных галерей использовали 360-градусные панорамы. Виртуальные экскурсии позволяют посетителям увидеть картины великих художников, выставленные в галереях разных стран, в удобное время. Кроме проведения онлайн-туров, музеи используют свою цифровую копию в качестве касс, позволяющих организовать электронную очередь и продавать билеты на свободные даты. Некоторые галереи используют сайты для привлечения внимания к современным живописцам и продажи их картин, сувениров и аудиоэкскурсий. Музей Ван Гога в Нидерландах можно посетить только по предварительной записи и оплате посещения выставки через веб-ресурс.

Виртуальные галереи.

Службы доставки

При оформлении заказа интернет-магазины предлагают покупателю выбрать способ доставки. Компании могут возложить обязанность по междугородней и международной перевозке товара на специальные службы, чтобы сэкономить на транспортировке продукта. Рассчитать стоимость и сроки доставки товара, оплатить его отправку и отслеживать посылку можно онлайн на сайте перевозчика. Boxberry является одной из самых популярных служб международной доставки.

Службы доставки.

Хостинговые компании

Хостеры предлагают клиентам аренду сервера или части его вычислительных ресурсов, покупку лицензионного программного обеспечения (операционной системы, SSL-сертификатов, коммерческих CMS) и услуги расширенного администрирования хостингом. Служба поддержки продолжает обслуживание пользователя даже после оплаты услуг, поэтому бизнес-процессы хостинговых компаний не заканчиваются заключением сделки.

Хостинг Макхост.

Как работает электронная коммерция

Маркетологи размещают в социальных сетях и поисковых системах рекламные объявления, главная задача которых заключается в том, чтобы заинтересовать потенциальных клиентов и привлечь их на сайт бренда. Когда пользователь оказывается в интернет-магазине, начинается процесс по его превращению в покупателя. Дизайн сайта, его структура и контент, конверсионные кнопки и работа консультантов направлены на продвижение пользователя по воронке продаж.

Рассмотрим механизмы работы e-commerce-сайтов на примере продажи товара:

  1. Покупатель изучает электронный каталог, читает описание товаров в карточках. Выбрав продукт, пользователь переходит к оформлению заказа и отправляет через веб-браузер на своем компьютере или телефоне заявку на товар. Сообщение покупателя поступает на сервер, на котором размещен магазин, и в установленную на нем систему обработки заказов, где ее получает менеджер по продажам.
  2. Менеджер ищет товар в базе данных склада. Когда товар найден, происходит обращение к финансовой системе, которая проверяет, достаточно ли средств на счете покупателя для проведения платежа. Если транзакция успешно завершается, то менеджер подтверждает оплату и передает информацию на сервер.
  3. Сервер формирует для покупателя сообщение об успешном проведении оплаты и принятии заказа в обработку. На складе начинается комплектация заказа, после чего он отправляется по указанному клиентом адресу.
  4. Курьерская служба доставляет заказ. После отгрузки заказа со склада сервер автоматически отправляет клиенту SMS-уведомление об отправке товара.

Преимущества и недостатки электронной коммерции

К плюсам e-commerce относятся:

  • Сокращение расходов на часть бизнес-процессов. Например, при ведении бизнеса на торговой онлайн-площадке владельцу интернет-магазина не нужно нанимать сотрудников службы доставки и заботиться о логистике.
  • Продуктивное общение с клиентом. Продавец читает отзывы покупателей, отрабатывает негативные комментарии и получает лояльных клиентов. Кроме того, таргетированная реклама на различных площадках приводит на сайт пользователей, которые точно заинтересованы в покупке товара.

В числе минусов электронной коммерции:

  • Некоторые товары требуют подтверждения права на их приобретение, другие по закону нельзя распространять через интернет. Антибиотики, например, нельзя купить без рецепта, а табачную продукцию — продавать онлайн.
  • Для обеспечения должного уровня безопасности персональных данных клиента владельцу интернет-магазина необходимо заботиться о высоком уровне защиты сайта от атак.

Выводы

Запуск сайта электронной коммерции обойдется в несколько раз дешевле, чем содержание физического магазина. Если соблюдать все требования к безопасности веб-ресурса и продвигать услуги с помощью различных онлайн-каналов, сайт быстро завоюет доверие клиентов и начнет приносить доход.

Автор: Макхост

Оцените статью

Примеры электронной коммерции Торговые онлайн-платформы Интернет-магазины Стриминговые площадки Онлайн-банкинг Биржи фриланса Виртуальные галереи Службы доставки Хостинговые компании Как работает электронная коммерция Преимущества и недостатки электронной коммерции Выводы

Другие полезные статьи

Макхост — лидер авторитетных рейтингов