активное фото
60 000+ клиентов уже выбрали Макхост

Soft skills — что это простыми словами

Soft skills — это умения и качества работника, которые можно применять для решения важных задач в любой профессиональной области, то есть гибкие навыки, практическое использование которых не привязано к конкретному виду работы или технологическому процессу.

С развитием технологий появляются новые требования к компетенциям работников: расширяется перечень профессиональных обязанностей, возникают новые способы решения задач. Прогресс требует от людей постоянного обучения. Одни жесткие навыки быстро уступают свою приоритетность другим. С появлением этой тенденции работодатели начали обращать внимание на специалистов, которые могут быстро адаптироваться к новым условиям благодаря софт скиллз. О том, какие навыки развивать и как, рассказываем в статье.

Что входит в soft skills: примеры

Отношение специалиста к работе и коллективу, его умение применять имеющиеся знания в новых процессах и принимать самостоятельные решения составляют основу софт скиллов. Другими словами, это личные характеристики работника, которые помогают ему справляться с профессиональными задачами. Их можно разделить на несколько условных групп.

Социальные

Ни один проект не может обойтись без коммуникации между членами команды, заказчиками и целевой аудиторией. От развитых социальных навыков каждого участника зависит слаженность и скорость работы.

Что входит в социальные софт скиллы.
  1. Эмоциональный интеллект — способность понимать чувства других людей и определять, что движет их поступками; важное качество для руководителя. Удовлетворенность специалиста влияет на его работоспособность, поэтому важно правильно мотивировать сотрудников. Это позволит эмоционально вовлечь человека в рабочий процесс и установить его личную заинтересованность в достижении цели проекта. Умение видеть и анализировать реакцию сотрудников на различные события необходимо для предотвращения конфликтов еще до их появления.
  2. Ораторские навыки являются отличным инструментом для убеждения людей и создания хорошего впечатления о компании. Низкая грамотность снижает уровень доверия к говорящему. Если он является представителем компании, то плохая речь может навредить репутации бренда. При этом не имеет значения, какую должность занимает человек и где выступает: специалист с докладом на профессиональной конференции или менеджер на презентации нового продукта. Правильная и эмоциональная речь напротив вызывает положительную реакцию у слушателей. С ее помощью можно убеждать, снимать возражения и отвечать на вопросы, то есть продвигать проект и продавать услуги.
  3. Правильное восприятие критики. Слыша критику в адрес своей работы, люди часто принимают ее как критику личности. Это может привести к апатии, при которой человек теряет интерес к тому, чем занимается, и снизить показатели его эффективность (KPI). Умение воспринимать критику как руководство к действию защищает от выгорания и помогает избавиться от ошибок в дальнейшем. Важно правильно реагировать на конструктивные замечания. Агрессивное поведение воспринимается посторонними как доказательство вины. Привести правильную аргументацию в свою защиту и предложить другое решение бывает не просто. В таком случае лучше попросить немного времени на обдумывание. Пауза поможет успокоиться и начать мыслить логически и без лишней экспрессии.

Интеллектуальные

Под интеллектуальными навыками понимают не широкий кругозор, а умение работать с информацией.

  1. Анализ информации напрямую связан с пониманием бизнеса компании и присутствует на всех этапах реализации проекта. Сбор данных из выбранных источников требует опыта в их подборе.
  2. Критическое мышление — способность специалиста объективно оценивать данные и ставить информацию под сомнение. Беспристрастное оценивание окружающих обстоятельств позволяет понять какой информации можно доверять и какие действия необходимо предпринять. Это подразумевает сбор разных данных (мнений, численных показателей и т. д.), их анализ и выявление версии происходящего, подтвержденной наибольшим количеством источников.

Волевые

Качественное выполнение работы зависит не только от желания, но и от дисциплинированности специалиста. Soft skills в этой области помогают довести дела до конца, проходя все этапы с одинаковой производительностью.

  1. Тайм-менеджмент. Для достижения цели необходимо решить несколько задач. Некоторые из них являются более сложными, другие могут появиться внезапно. Чтобы работа была выполнена в срок и в полном объеме, необходимо уметь правильно расставлять приоритеты и выделять на них нужное количество времени. Организация максимально продуктивного рабочего процесса требует от человека высоких навыков дисциплины.
  2. Готовность выполнять рутинную работу. Любая, даже самая творческая должность, предполагает определенную долю монотонной работы, без которой нельзя обойтись. Если опытным специалистам, способным решать сложные задачи, приходится заниматься рутинными делами, где они не могут полностью реализовать свой потенциал, может произойти профессиональное выгорание. Руководители ценят способность сотрудника одинаково хорошо выполнять разную работу.

Управленческие

Управленческие навыки необходимы не только руководителям, но и обычным сотрудникам. Например, выбор материалов для изделия осуществляет технолог.

  1. Умение принимать решения позволяет выбирать лучшее решение из возможных вариантов.
  2. Ориентированность на результат — умение видеть не абстрактную цель, а конечный результат, которого необходимо добиться. Оно требует личной ответственности за достижение поставленной цели, планирования и строгого следования намеченному курсу.
Что входит в управленческие навыки.

Как развивать soft skills

Навыки требуют практического закрепления, на что расходуются время и силы, поэтому прежде чем перейти к развитию софт скиллов, необходимо определиться с личной мотивацией и приоритетами. Составьте список тех качеств, которых вам не хватает для успешной работы. Сформулируйте цели, которые гибкие навыки должны помочь достичь.

Самым действенным способом выработать определенные качества является решение игровых кейсов. Большие компании, внедряя новые технологии, проводят корпоративные тренинги с опытным наставником, который разбирает ошибки и дает обратную связь. Например, при переходе на гибкую методику разработки Agile тренер объясняет новые принципы работы, а команда решает практическую задачу, применяя полученные знания. Единственным способом отточить социальные навыки является совместная работа.

Те, кто занимается саморазвитием и фрилансеры могут решать практические задачи на онлайн курсах. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями и другими слушателями позволяет анализировать условия задачи, находить решения и обмениваться опытом.

Получить конкретный навык поможет специальная литература. Например, в книгах по развитию тайм-менеджмента или принятию решений публикуют советы и инструкции. Кроме того, подробно разбираются примеры задач и их решения.

Сформировать умение видеть идеальный конечный результат и вырабатывать тактику для его достижения, можно изучая опыт успешных лидеров. Бизнес-тренеры часто проводят конференции, на которых разбирают инструменты, которые помогают им в ведении дел. Человек, который уже добился успеха, может стать хорошим ориентиром.

Рассказываем, как развивать soft skills.

Отработать правильные реакции можно применяя различные методики в обычных бытовых процессах. Например, попросите ваших близких критиковать любые ошибки, которые вы допускаете дома. Это позволит вам в спокойной обстановке объяснять причины произошедшего и находить более правильные решения.

Подведем итоги

Софт скиллы не могут заменить профессиональные знания, но позволяют найти им применение в новых обстоятельствах. Благодаря гибким навыкам работники могут адаптироваться к условиям, вызванным быстрым развитием технологий. Чтобы развить soft skills, необходимо постоянно решать практические задачи. Инструментами для развития умений являются различные книги, образовательные курсы и тренинги. Самостоятельно работать над оттачиванием навыков можно даже в бытовых условиях, главное иметь правильную мотивацию.

Автор: Макхост

Оцените статью

Что входит в soft skills: примеры Социальные Интеллектуальные Волевые Управленческие Как развивать soft skills Подведем итоги

Другие полезные статьи

Макхост — лидер авторитетных рейтингов