активное фото
60 000+ клиентов уже выбрали Макхост

Что такое товарный знак

Товарный знак — это зарегистрированное фирменное обозначение товара, ассоциирующееся у покупателей с определенным продуктом и производителем, и охраняемое правом интеллектуальной собственности. В сфере услуг принято использовать термин — знак обслуживания.

Если говорить простыми словами, то это уникальный логотип, аромат, слоган, оригинальное название или особая форма продукта, которые отвечают за узнаваемость бренда. Они знакомы большому количеству покупателей и служат знаком качества товара. Владелец любого такого знака имеет сертификат, подтверждающий исключительные права на его использование.

Для чего нужен товарный знак

Главной задачей официального оформления товарного знака является защита от его подделки или кражи. Если другая компания захочет воспользоваться высокой репутацией вашего товара и разместит на своем продукте ваш знак или очень похожую на него копию, вы сможете запретить им продажу таких изделий и получить материальную компенсацию. Это поможет избежать потери части доходов и клиентов, которые по ошибке будут приобретать другую продукцию.

Рассказываем, что такое товарный знак простыми словами.

Иногда к подделке товарного знака прибегают недобросовестные конкуренты, которые выпускают некачественные товары и не хотят тратить собственные средства на рекламу и продвижение. В этом случае сертификат на интеллектуальную собственность защитит компанию от испорченной репутации и снижения эффективности маркетинга.

Используя незарегистрированный товарный знак, вы можете невольно сами стать нарушителем чужих прав. Если обозначение продукта, которое вы используете для своих товаров, было зарегистрировано другой фирмой и применялось в соседнем регионе, вы можете не сразу узнать о том, что используете чужой знак. Тогда штраф за незаконное использование будет выплачивать ваша компания и возникнет необходимость ребрендинга.

Со стороной, чьи права были нарушены, можно договориться, заключив соглашение о снятии продукции с продажи. Однако высокой степенью защиты интеллектуальных прав пользуются злоумышленники, которые специально находят организации с незарегистрированным товарным знаком и официально оформляют его на свою компанию. После чего они подают в суд на нарушителя или предлагают выкупить права на обозначение товара.

Зарегистрировав товарный знак в «Роспатенте», его владелец получает дополнительные преимущества:

  1. Узнаваемую торговую марку проще продвигать на рынке. Можно превратить один магазин в целую сеть, а количество клиентов и прибыль будут расти.
  2. Компания может получать доход от франшизы. Бизнес, который захочет продавать свои товары под чужой маркой, должен будет купить на это права и выполнить необходимые требования.
  3. Товарный знак можно превратить в нематериальный актив. Это повысит стоимость фирмы.
  4. Наличие официальной торговой марки дает налоговые преимущества компаниям с определенной формой юридического лица.
  5. Обладание собственным товарным знаком позволяет сотрудничать с крупными торговыми площадками.

Важной миссией любого обозначения товара является коммуникация с покупателями. Размещая на упаковке фирменную маркировку, компания берет ответственность за качество продукта и сообщает об этом своим клиентам.

Виды товарных знаков

Главным критерием, предъявляемым к товарному знаку регистрационной комиссией, стала его оригинальность. Получить отказ в оформлении исключительного права на использование того или иного обозначения можно даже в том случае, если оно напоминает один из ранее зарегистрированных знаков. Придумать неповторимый элемент не так просто, поэтому существует несколько типов товарных знаков. С появлением новых видов упаковок, товаров, услуг и технологий этот перечень постепенно расширяется, а некоторые типы совмещаются.

Какие бывают типы товарных знаков.

Словесные

Они состоят из букв (аббревиатуры), слов (имена людей, названия компаний, наименование товара или услуги, доменные имена для интернет-ресурсов) и предложений (рекламные слоганы и девизы). Это могут быть существующие слова или авторские.

Примеры:

  • имя человека, развивающего личный бренд: «Тинькофф Банк», обувная марка «Карло Пазолини»;
  • аббревиатура: «МТС», «KFC»;
  • слоганы: «Живи на яркой стороне», «Управляй мечтой».

Изобразительные

В их состав входят только изображения: любые графические элементы отображающие предметы реального мира и придуманные дизайнером или художником. Главное, чтобы он хорошо запоминался аудиторией.

На первом логотипе «Apple» был изображен Исаак Ньютон, размышляющий под деревом до падения яблока. Однако эмблему компании сменили на лаконичный, современный и узнаваемый символ надкушенного яблока.

Объемные

Можно зарегистрировать необычную форму товара или его упаковки, которые ценятся покупателями. Такие предметы могут стать предметами коллекций. Доказать уникальность модели сложно, поэтому в большинстве случаев регистрируется объемный товарный знак, а форма исключается из охраны.

Компания «Chupa Chups» зарегистрировала в качестве такого знака леденец на палочке, «Chanel» — флакон для духов, а «Газпром» доказала уникальность бочки для нефти.

Комбинированные

Можно выбрать несколько способов передачи обозначения товара. При совмещении нескольких видов элементов получается комбинированный знак.

Одним из самых узнаваемых примеров такого типа является фирменная бутылка «Coca-Cola» с названием компании и цветовой гаммой.

Звуковые

Основной областью их использования является радио- и телереклама. В качестве звуковых товарных знаков могут регистрироваться природные и электронные звуки, фрагменты песен и мелодий. Самыми узнаваемыми примерами являются заставки радио «Маяк», «Европаплюс» и т. д.

Обонятельные

Восприятие запахов субъективно, поэтому описать и зарегистрировать обонятельный товарный знак трудно. Потребуется химическая формула аромата, точное словесное описание и образец.

Квадратная кожаная бирка, обладающая запахом натуральной кожи, стала торговой маркой парфюмерного магазина Натальи Коляго.

Световые

Символом бренда могут быть световые сигналы, их последовательность и длительность. Корпорация Майкрософт зарегистрировала световой символ, обозначающий программное обеспечение для операционных систем.

Цветовые

Чтобы использовать цвет в качестве торговой марки, необходимо доказать, что он обладает узнаваемостью. В заявлении на регистрацию такого знака указывают описание цвета или его цифровой код в справочнике «Pantone», кроме того прикладывается образец.

Корпоративные цвета являются официальным символом таких компаний, как «Сбербанк», «Газпром» и «МТС».

Как зарегистрировать товарный знак в России

Официальным регистрирующим органом на территории РФ является «Федеральная служба по интеллектуальной собственности», или сокращенно «Роспатент». Право на исключительное использование товарным знаком выдается на 10 лет, после чего его необходимо продлевать. Если не использовать зарегистрированное обозначение в течение 3 лет, то право может быть аннулировано.

Как зарегистрировать товарный знак в РФ: инструкция.

Основные правила

Правила патентования регулируются законодательством и закреплены в Гражданском кодексе. Реестр интеллектуальной собственности содержит перечень всех зарегистрированных товарных знаков и находится в открытом доступе. Правом на регистрацию товарного знака обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они могут пройти процедуру самостоятельно или обратиться к патентным поверенным.

Продукты имеют разные сферы применения, поэтому торговые марки регистрируются в определенных классах международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Компании, которые производят продукцию другого класса, могут зарегистрировать слово, которое вы выбрали для названия своего бренда, на законных основаниях. Исключение составляют общеизвестные знаки. Если товарный знак узнаваем большей частью населения страны и ассоциируется только с одной компанией, то Роспатент может запретить другим фирмам регистрировать данное обозначение.

Инструкция

Этап 1. Предварительная проверка по реестру. Заявление на регистрацию рассматривается в течение 12 месяцев и требует уплаты пошлины, которая в случае отказа не возвращается. Поэтому перед оформлением интеллектуального права стоит проверить, не зарегистрирован ли в реестре знак, совпадающий с вашим.

Если слово или изображение, которое должно стать вашим брендом, не являются авторскими, то дополнительно можно провести проверку по базе заявок, находящихся на рассмотрении. Компания, отправившая заявку на то же брендовое обозначение первой, получит приоритет в его оформлении.

Этап 2. Выбор классов МКТУ и заполнение заявки. Компания может иметь несколько направлений деятельности, поэтому регистрировать товарный знак в этом случае нужно в разных классах. Выбор направлений указывается в заявлении, от количества классов зависит сумма оплачиваемой госпошлины.

Этап 3. Экспертиза. Специалисты проверяют знак по всем реестрам и ищут совпадение. Если были найдены бренды, сходные с вашим, заявку отклонят. В случае отказа можно попробовать оспорить решение. Если регистрация была одобрена, то за каждый одобренный класс производится оплата госпошлины.

Этап 4. Получение сертификата. Если Роспатент одобрил регистрацию, нужно оплатить и получить свидетельство на товарный знак.

Заключение

Своевременное оформление свидетельства на товарный знак защищает компанию от недобросовестных конкурентов и предотвращает убытки, связанные с репутационными потерями, ребрендингом и потерей клиентов. Для покупателей торговая марка является знаком качества товара и помогает принять решение о приобретении товара или услуги.

Автор: Макхост

Оцените статью

Для чего нужен товарный знак Виды товарных знаков Словесные Изобразительные Объемные Комбинированные Звуковые Световые Цветовые Как зарегистрировать товарный знак в России Основные правила Инструкция Заключение

Другие полезные статьи

Soft skills — что это простыми словами

Лучшие CMS для интернет-магазина

Что такое IP-адрес

Макхост — лидер авторитетных рейтингов