Что такое UX/UI-дизайн
Чтобы выдерживать жесткую конкуренцию на современном рынке, продукт должен не просто выполнять свою функцию, а быть привлекательным, удобным и понятным. Потребитель всегда выбирает тот вариант, который ему больше нравится, поэтому формированию положительного впечатления от взаимодействия с продукцией компании уделяется так много внимания. UX- и UI-дизайн — это две функционально разные, но одинаково важные части процесса создания интерфейса. В статье мы разберем каждую из них отдельно, определим, в чем заключается разница, и поговорим о необходимых навыках специалиста в этом направлении.
Что такое UI-дизайн
В дословном переводе «User Interface» означает «пользовательский интерфейс», т. е. систему, с помощью которой человек взаимодействует с тем или иным продуктом. UI [юай] — это графическая составляющая, видимые элементы, предназначенные для того, чтобы пользователь не только понимал, как и какие действия можно совершать, но и делал это с удовольствием. Соответственно, UI-дизайн представляет собой процесс создания визуальной стороны продукта, придания ему эстетической привлекательности, а также проработки его интерактивности.
Это понятие близко к привычным представлениям людей о том, что такое дизайн. Подбор цвета, материалов, форм — все это действительно присутствует в работе юай-дизайнера, но осуществляется на гораздо более глубоком уровне. Эстетика — не единственное, чем руководствуется такой специалист. Работая над внешним оформлением сайта (приложения, программы, терминала, телевизора или любого другого цифрового продукта), он ставит себя на место будущего пользователя и принимает решения, в том числе, исходя из его восприятия. Удобно ли нажимать на кнопку, понятно ли ее назначение, легко ли заполнить форму, читабелен ли текст с разных устройств, насколько отзывчивы компоненты, соблюдается ли в них единообразие — ответы на эти и другие вопросы находятся в поле ответственности UI-ера. Чем комфортнее и логичнее будет взаимодействие, тем лучше.
Дизайн пользовательского интерфейса предполагает работу с:
- цветовой палитрой;
- типографикой (шрифтами, межстрочными интервалами, версткой текста);
- графикой (иллюстрациями, фотографиями, картинками);
- инфографикой (диаграммами, схемами, картами);
- анимацией переходов или отдельных элементов;
- стилями и откликом кнопок и т. п.
При этом юай-дизайн подразумевает не проектирование с нуля, а лишь визуализацию готового прототипа с целью вызвать эмоциональный отклик от соприкосновения с продуктом.
Что такое UX-дизайн
«User Experience» или «пользовательский опыт» — это впечатления, которые возникают у человека при контакте с продукцией. Как ни странно, их тоже можно «спроектировать», если сделать, к примеру, веб-сайт простым и полезным с точки зрения пользователя. UX [юикс] не относится исключительно к диджитал-сфере, однако в последнее время именно она стала основной областью его применения — главным образом, потому что на первое место при оценке цифрового продукта встали критерии удобства и пользы. То, как быстро он решает задачи конкретного клиента, насколько комфортно им пользоваться и как организована логика взаимодействия, напрямую влияет на мнение аудитории. UX-дизайн нацелен на формирование положительных ощущений у того, кто пользуется интерфейсом.
Чтобы добиться нужного результата, юикс-дизайнер проводит исследования рынка, целевой аудитории, конкурентов и решений, которые они внедряют. Он анализирует полученные данные и на их основе создает концептуальный макет интерфейса, который в дальнейшем переходит на этап UI-дизайна. Таким образом, в список должностных обязанностей UX-ера входят:
- Профилирование. Он изучает ЦА и ее желания, составляет собирательный образ будущего пользователя: возраст, пол, географическое положение, круг общения, интересы.
- Разработка стратегии. Исследуя имеющиеся на рынке решения и то, как аудитория их принимает, UX-дизайнер находит наиболее удачные и выстраивает аргументированную стратегию работы продукта.
- Построение архитектуры. Сюда относится как пошаговое планирование процесса взаимодействия, так и создание/улучшение информационной структуры.
- Проработка функционала. Юиксер определяет функциональные элементы, которые необходимы для выполнения возложенной на продукт задачи, а также планирует расположение самых важных из них (например, кнопки захвата внимания).
- Аналитика и тестирование. Он не только создает прототипы, но и тестирует их на пользовательской аудитории. Проводит A/B-тесты и занимается аналитикой поведения.
- Изучение юзабилити. Он всегда следит за удобством использования продукта и улучшает его на протяжении всего процесса разработки.
На выходе получается, что юикс-дизайн — это смесь маркетинга, психологии, архитектуры, социологии и других наук, которые в разной степени применяются для решения одной задачи: проложить понятный и удобный маршрут из точки А в точку Б.
Требования к UX/UI-дизайну
Несмотря на всю широту применения этого термина, базовые принципы дизайна интерфейса плюс-минус одинаковы во всех сферах. Хороший UX/UI-дизайн обладает следующими качествами:
- Ясность и прозрачность. У пользователя не должно возникать сомнений в том, как работает тот или иной элемент интерфейса. Беря в руки продукт или нажимая кнопку на сайте, человек знает, что за этим последует и как ему действовать дальше.
- Лаконичность формы. Переизбыток информации или наличие лишних компонентов может мешать восприятию. Качественный дизайн способствует тому, чтобы пользователь фокусировался на главном.
- Узнаваемость. Интерфейс должен выглядеть знакомо, даже если клиент видит его впервые. Незачем изобретать велосипед и отказываться от того, что уже работает. Люди любят интуитивно понятное управление.
- Единообразие. Все составляющие важно выдерживать в едином стиле, иначе человек может запутаться. Если постоянство соблюдается, то потребитель становится лояльнее и больше доверяет продукту.
- Эффективность. Функциональность интерфейса играет главную роль. Если он не помогает быстро и просто решить «проблему», его существование бессмысленно. Чем меньше усилий прикладывает пользователь, тем лучше.
- Эстетика. Взаимодействовать с продуктом должно быть приятно, поэтому внешний вид имеет большое значение. Когда глаз ничего не раздражает, проще сосредоточиться на деле.
- Дружественность. Даже самый продуманный дизайн может вызвать трудности у неопытного пользователя. В этом случае крайне важно показать ему, что все в порядке. Необходимо заранее продумать способы исправления распространенных ошибок, а также заботливые сообщения о них, чтобы аудитория не потеряла интерес к продукту.
В чём разница между UX и UI
Если кратко, то юикс — это схема пути пользователя, а юай — его визуальное воплощение. UX определяет, какие шаги нужно пройти, чтобы добиться желаемого, а UI придает каждому из них определенные внешние характеристики.
В первом случае в большей степени требуются аналитические и технические умения. Юикс-дизайн включает сложные процессы разработки стратегии и конструирования, в результате которых становится понятно, как продукт будет работать. Юай-дизайн же показывает, как он будет выглядеть. На этой стадии куда важнее понимание визуального восприятия. Это более творческий подход, требующий совершенно других компетенций. Тем не менее оба этих понятия неразрывно связаны друг с другом, поскольку представляют собой два этапа одного и того же процесса: создания интерфейса.
Ключевые навыки UX/UI-дизайнера
Дизайнера, специализирующегося только на одном из двух направлений, можно встретить не так часто, как раз потому что внутреннее строение и внешний вид интерфейса — это взаимозависимые элементы. Когда за них отвечает один человек, соблюсти общую концепцию гораздо проще. Очевидно, что такой специалист должен уметь делать все вышеперечисленное. Но какими конкретно навыками нужно обзавестись, чтобы стать UX/UI-дизайнером? Отвечаем
С профессиональной точки зрения, дизайнер обязан уметь работать в таких программах, как Figma, Sketch, Adobe Illustrator, Fontjoy, ColorHexa, Miro, XMind и др., самостоятельно проводить исследования, проектировать взаимодействие, т. е. представлять, как пользователь будет работать с проектом, а также видеть шире технического задания.
Из личных скиллов пригодится развитая эмпатия, чтобы было легче ассоциировать себя с аудиторией, коммуникативность для более эффективного общения с коллегами и заказчиками и, конечно, аккуратность, без которой все наработки и документы могут просто затеряться.
Оцените статью