UTM-метки: что это и как их настраивать
UTM-метки — это фрагменты кода, которые вставляются в URL-адрес страницы для отслеживания трафика. Они пишутся в ссылке после основного адреса и знака вопроса: например, mchost.ru/?utm_source=zen и т. д. В примере мы указали только один параметр, но по правилам метка должна состоять как минимум из трех: utm_source, utm_medium, utm_campaign. Каждый такой GET-параметр содержит определенный тип информации, предназначенной для систем аналитики вроде Яндекс.Метрики. UTM (Urchin Tracking Module) переводится как «отслеживающий модуль компании Urchin»: этот инструмент позволяет следить за статистикой посещений. В статье мы расскажем, зачем это нужно, о чем сообщают ЮТМ-метки и как их создавать.
Для чего нужны UTM-метки
UTM-метки нужны для того, чтобы определить, откуда именно пользователь пришел на ваш сайт. В них указаны подробные данные об источнике трафика: площадка, вид рекламы, название кампании, ключевые слова и др. Метка создается отдельно для каждого случая, когда вы оставляете внешнюю ссылку на свой веб-ресурс (в первую очередь, в рекламных целях). UTM добавляют в email-рассылки, посты в соцсетях, объявления контекстной рекламы. Их необходимо использовать, если:
- вы одновременно ведете несколько рекламных кампаний (РК) по разным каналам (в контекстно-медийной сети Google, рекламной сети Яндекса, социальных сетях, у популярных блогеров и т. д.) и хотите понять, какие из них приводят больше посетителей;
- вы делаете рассылку электронных писем и вам нужно оценить их эффективность;
- вы проводите a\b-тестирование различных баннеров, чтобы выбрать самые «рабочие»;
- у вас много ключевых слов и вы не можете определиться, какие лучше всего использовать в рамках РК.
Строго говоря, задача таких меток — выявить наиболее результативные способы привлечения пользователей. С их помощью можно узнать, во что вкладываться выгодно, а от каких инструментов стоит отказаться в силу их неэффективности.
Из чего состоит UTM-метка
Как мы уже сказали, метка включает в себя три обязательных GET-параметра. Каждый из них делится на две части: статическую и динамическую, которые пишутся через знак равенства. Первая — это неизменяемая информация, она одинакова для всех, поскольку просто называет параметр, который нужно отслеживать. Вторая часть представляет собой значение этого параметра и изменяется в зависимости от выбранных вами инструментов. GET-параметры отделяются друг от друга амперсандом (символом «&»). Формула UTM выглядит следующим образом: site.com/?название=значение&название=значение&название=значение.
В одной ссылке таких параметров может быть от трех и выше. Давайте разберем стандартные виды меток, чтобы понять, на что они указывают:
- utm_source отображает наименование рекламной площадки, т. е. самого источника. Если это баннер в Директе, то значение будет yandex, если в Adwords, то — google. Также с соцсетями и другими каналами.
- utm_medium показывает тип трафика. email для почты, cpc для контекстной рекламы, display для баннеров и т. п.
- utm_campaign обозначает название РК. Может иметь любое значение, главное, чтобы вы сами понимали, о чем речь. Название кампании пишется на латинице либо транслитом: например, utm_campaign=metki_chto_eto.
- utm_term отражает ключевое слово, по которому выдается объявление.
- utm_content содержит краткое описание рекламы (номер баннера, категория товара и пр.).
Как создать ссылку с UTM-меткой
Вам потребуется только адрес сайта или веб-страницы, куда должна вести ссылка, и сведения о собственной РК, соответствующие GET-параметрам метки.
Это можно сделать вручную. Важно придерживаться нескольких правил:
- не использовать кириллицу, разные регистры, пробелы, лишние символы, кроме тех, что входят в состав UTM;
- слова разделять только дефисом (-) или нижним подчеркиванием (_);
- добавлять параметры можно в разной последовательности, но важно добавить все три обязательных, иначе данные будут считываться некорректно;
- перед публикацией проверить работоспособность UTM-метки.
Метка, созданная своими руками, часто содержит ошибки из-за невнимательности. Кроме того, это отнимает много времени, если источников и вида рекламы очень много. Всегда гораздо проще сделать метку в специальных онлайн-сервисах.
Лучшие сервисы-генераторы меток
В таких сервисах достаточно просто ввести URL целевой страницы и вписать нужные значения в специальные поля. Далее программа автоматически сформирует правильную ссылку. Мы рекомендуем:
- Генератор UTM-меток от Tilda. Может оптимизировать метки для рекламы в Google, Яндекс, Вконтакте, MyTarget, также дает возможность подставлять собственные значения.
- UTM-инструмент Mango Office. Поддерживает оптимизацию под Директ и Adwords, можно настроить все самостоятельно.
- Компоновщик utmurl.ru. Те же возможности, что у предыдущего сервиса, плюс автоматическая транслитерация кириллицы на латиницу. Не нужно использовать дополнительные приложения для конвертирования ссылок.
Как отслеживать статистику в системах веб-аналитики
Отслеживать переходы по рекламным объявлениям можно в Google Analytics или в Яндекс.Метрике — смотря, какую площадку для рекламы вы выбрали.
В Аналитике для этого нужно зайти в раздел «Источники трафика», затем — во вкладку «Кампании» и далее — «Все кампании». Здесь вы увидите статистику меток campaign, term и content. Найти source и medium можно, нажав на кнопку «Весь трафик» и «Источник/канал».
Любая метка в Метрике отслеживается одним путем: «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Источник» — «Метки UTM».
Заключение
ЮТМ-метки являются главным средством для сбора статистики посещений сайта. Они помогают с точностью определить, как пользователь к вам попал, какой тип рекламы его привлек, где он ее увидел. Каждая метка дает возможность отследить эффективность рекламного канала, и в итоге это позволяет выстроить грамотную стратегию интернет-маркетинга. Теперь вы знаете, для чего нужны UTM-метки и как их генерировать.
Оцените статью