Структура сайта: что это и как ее создать
Все чаще мы слышим фразу, что главное в сайте — правильная структура. Структура влияет на удобную навигацию, хорошие позиции в поиске, посещаемость ресурса… Так ли это на самом деле? В этой статье мы простыми словами расскажем, что такое структура сайта, для чего она нужна и как ее создать.
Что такое структура сайта
Структура сайта — это логичная взаимосвязь между страницами сайта, их иерархия. Проще всего объяснить понятие «структуры» можно схематически. Представьте, что вы владелец сайта по продаже одежды. У вас есть главная страница и подразделы (женская, мужская, детская одежда, доставка и оплата, контакты). Внутри подразделов есть еще небольшие разделы по сезонам, размерам, конкретным видам одежды, брендам. Упрощенную схему мы показываем ниже.
Мини-схема структуры сайта.
Структура — это не просто набор страниц. Это именно иерархия от самой главной страницы до небольших подразделов. Структура должна быть логичной и понятной. Общие разделы должны находиться выше по иерархии, более узкие разделы должны входить в общие. Давайте представим примеры адресов страниц (URL) в структуре.
Примеры URL в структуре сайта.
Зачем нужна структура сайта
Действительно, структура играет важную роль в развитии и продвижении веб-проекта. Она нужна, чтобы:
- обеспечить удобную навигацию по сайту;
- увеличить вовлеченность пользователей;
- создать страницы под нужные поисковые запросы;
- представить весь ассортимент товаров в удобном виде;
- продвигать сайт в поисковых системах.
Как сделать правильную структуру сайта
Существует несколько способов, как правильно создать структуру сайта. Мы расскажем о трех основных из них.
Метод №1. Анализ конкурентов
Суть этого метода заключается в том, чтобы посмотреть структуру уже у действующих конкурентов. Выберите 3–5 существующих сайтов конкурентов и введите их адреса в программу «Screaming Frog SEO Spider» (ее можно установить бесплатно).
Для примера мы взяли наш сайт mchost.ru и проверили его через эту программу.
Пример структуры нашего сайта.
Как видно из схемы, наш сайт имеет древовидную структуру: общие разделы находятся выше по иерархии, а небольшие подразделы включены непосредственно в них (например, в общий раздел «Услуги» включены подразделы «Премиум хостинг», «SSL-сертификаты», «Виртуальный хостинг» и другие).
После того, как вы соберете примеры структур у нескольких конкурентов, постарайтесь собрать их в одно целое. Удалите ненужные вам разделы, скомпонуйте подходящие. Составьте самый полный и подходящий для вашего проекта вариант.
Метод №2. Анализ поисковых запросов
Суть этого метода заключается в том, чтобы предварительно собрать все фразы (поисковые запросы), по которым будут искать ваш сайт. Для этого понадобится либо платная программа Key Collector, либо бесплатный сервис от Яндекс — Wordstat. Покажем процесс сбора поисковых запросов на примере второго.
- Вводим в сервисе Wordstat самую общую фразу, по которой можно найти ваш сайт (в нашем случае мы выбрали фразу «хостинг сайта»).
- Собираем все подходящие поисковые запросы из правой и левой колонки.
- Группируем их на логичные группы по смыслу (мы выделили их одинаковым цветом).
Пример сбора поисковых запросов.
Таким образом, из примера мы выделили 3 группы, которые должны быть представлены в нашей структуре:
По ссылкам вы найдете все эти страницы на нашем сайте.
Общих фраз, по которым можно найти ваш проект, может быть очень много. Рекомендуем заранее составить список с такими запросами (они, кстати, называются маркерными), чтобы не упустить важные разделы сайта.
Метод №3. Смежный анализ
Самый трудоемкий и эффективный метод, который включает в себя два предыдущих. Его суть заключается в том, чтобы и собрать все поисковые запросы (семантическое ядро), и посмотреть примеры структуры у конкурентов. Такой способ минимизирует «пробелы» в будущей структуре.
FAQ
-
Когда нужно составлять структуру сайта?
Структуру веб-сайта желательно составить еще до этапа разработки. В противном случае вам придется изменять и дорабатывать существующую структуру, что может привести к временным просадкам трафика и дополнительным затратам.
-
Сколько по времени займет разработка структуры?
Это зависит от сложности проекта, количества товаров в ассортименте, тематики и многих других факторов. Процесс составления структуры индивидуален, его невозможно оценить по времени без входных данных.
-
Можно ли менять структуру на существующем сайте?
Да, если у вас проблемы с трафиком, навигацией и юзабилити. Но будьте готовы к тому, что любые изменения на сайте могут повлиять на трафик — сначала его может стать меньше. Однако в будущем правильная структура только приумножит количество посетителей и поток заявок.
-
Какие программы нужны для создания структуры сайта?
- Screaming Frog SEO Spider — для парсинга структуры у конкурентов.
- Key Collector или Wordstat — для сбора семантического ядра.
- Xmind — для визуального представления структуры.
- Excel или Google таблицы — для хранения и обработки данных.
Можете использовать эти программы, однако список может меняться и дополняться.
Требования поисковых систем
Поисковые системы (Яндекс и Google) предъявляют свои требования к структуре сайта. Их следует учитывать, чтобы не возникло проблем с рекламой и поисковым продвижением (SEO).
Яндекс
Требования по структуре от Яндекс.Директ:
- на сайте есть хотя бы одна страница со списком товарных предложений (например, пример-сайта.рф/женская-одежда/женские-платья);
- контент со списком продукции статичный: товары должны фигурировать в HTML-коде страницы со списком товарных предложений;
- у каждого товара есть собственное название и ссылка на отдельную страницу с подробным описанием продукции.
Также Яндекс в своей справке дает следующие рекомендации:
- Поддерживайте четкую ссылочную структуру на сайте. Каждая страница должна относиться к своему разделу. Чем выше глубина вложенности страницы, тем больше времени потребуется Яндексу для включения ее в индекс (простыми словами в результаты поиска).
- Используйте карту сайта Sitemap. Это специальный файл, который содержит в себе список со всеми страницами веб-сайта.
- Закрывайте от поисковых роботов страницы со служебной информацией (страницы-дубликаты, технические страницы, не несущие полезной информации для пользователей).
- Каждая страница должна иметь уникальный адрес (URL).
- Делайте ссылки на другие разделы сайта текстовыми, чтобы поисковые роботы получали как можно больше информации о страницах.
- Проверяйте корректность symlink-ов, во избежание появления бесконечно увеличивающегося URL. Например, сайт.рф/платья/платья/платья/платья/ — такая страница может не попасть в поиск.
- Используйте одинаковую кодировку для страниц сайта и кириллических адресов в его структуре, если такие имеются.
- Создавайте сайт с использованием логической структуры ссылок.
- На каждую страницу сайта должна вести хотя бы одна статическая текстовая ссылка.
- Не создавайте несколько копий одной страницы под разными URL. Такие страницы будут считаться дубликатами.
- Все ссылки сайта должны вести на страницы со статусом 200.
- Каждый посетитель сайта должен с легкостью находить интересующую его информацию.
Заключение
Таким образом, создание структуры — важнейший этап разработки и продвижения сайта. Хорошая структура увеличит конверсию и вовлеченность пользователей, плохая снизит продажи; хорошая структура повысит ваши позиции в поисковых системах, плохая не позволит сайту войти даже в топ-30; хорошая структура — это долго, но эффективно, плохая — быстро, но безрезультатно. Остались вопросы? Задавайте их в комментариях, мы постараемся ответить как можно быстрее.
Оцените статью