активное фото
60 000+ клиентов уже выбрали Макхост

Юзабилити сайта: что это

Юзабилити — комплекс характеристик сайта и его мобильной версии, с помощью которых оценивают насколько веб-ресурс удобен в использовании, привлекательность его оформления и качество контента. Уровень развития usability определяет конверсию и трафик интернет-проекта. Если пользователи быстро покидают сайт, а поисковые системы плохо его ранжируют, необходимо провести аудит сайта. Он поможет вам найти и устранить причину дискомфорта посетителей при взаимодействии с онлайн-проектом. Данный материал посвящен правилам оценки юзабилити и подбору подходящих для этого инструментов.

Как провести анализ сайта

Прежде чем перейти к способам аудита сайта, определимся с тем, когда он может понадобиться и по каким признакам можно определить, что веб-ресурс нуждается в оптимизации.

О том, как проводят аудит юзабилити.

Шаг 1. Оцените удовлетворенность посетителей от работы с сайтом. Пользователи быстро покинут веб-страницу, если им будет сложно искать информацию, трудно ориентироваться в навигации и читать текст. Чтобы целевая аудитория (ЦА) выбирала ваш сайт и хотела на него возвращаться, необходимо сделать веб-ресурс не только удобным, но и понятным. Определить потребность в улучшении usability можно по нескольким факторам:

  • комментарии и электронные письма с жалобами посетителей на долгую загрузку контента, сложности с перемещением по разделам веб-ресурса, поиском информации и другие проблемы, возникающие при работе с сайтом;
  • высокий показатель отказов — количества посещений, при которых была просмотрена одна страница сайта и длительность визита составила менее 15 секунд;
  • отсутствие конверсии: нет подписок на рассылку, регистрации в личном кабинете, приобретений демо-версий продукта и т. д.;
  • низкий рейтинг в поисковой выдаче;
  • маленький коэффициент глубины просмотров — ситуация, в которой среднее количество веб-страниц, посещенных пользователями за один сеанс, составляет небольшой процент от общего объема сайта.
  • низкие показатели вовлеченности в «Яндекс.Метрике» и «Google.Analytics».
Способы оценки юзабилити.

Шаг 2. Проверьте сайт на соответствие ожиданиям пользователя. Соблюдение основных принципов юзабилити положительно влияет на объем трафика, продолжительность взаимодействия пользователя с веб-ресурсом и на совершение клиентами целевых действий. Проанализировав каждый элемент своего сайта на соответствие правилам качественного юзабилити, вы сможете исправить ошибки и управлять поведением пользователей: привлечь новых посетителей, сформировать у клиентов лояльность и повысить продажи. Давайте рассмотрим несколько принципов, следование которым позволит сделать веб-ресурс по-настоящему удобным для вашей аудитории.

Кроссбраузерность. Пользователи открывают сайт через разные веб-браузеры, некоторые из которых морально устарели и перестали поддерживаться производителями, однако по определенным причинам все еще используются большим количеством людей. Такие браузеры могут некорректно отображать, например, элементы CSS.

Почему важна кроссбраузерность.

Высокая скорость загрузки веб-страниц и быстрый отклик медиаконтента. Эти характеристики очень важны для получения конверсии. Долгая загрузка разделов сайта, карточек товара (с иллюстрациями) и форм для создания заказа негативно отражается на пользовательском опыте взаимодействия с интернет-магазином. Показатели скорости влияют на проводимое на сайте время и количество просматриваемых страниц. Для оценки «отзывчивости» сайта на запросы посетителей используют метрику FID — «время ожидания до первого взаимодействия с контентом». Она является одним из важных критериев, влияющих на ранжирование сайта поисковыми системами.

Почему важна навигация на сайте.

Навигация, соответствующая структуре сайта и его размерам. Структура сайта состоит из множества отдельных элементов. Каждый раздел содержит ответ на те или иные вопросы пользователя, которые возникают у него в определенной последовательности. Чтобы посетитель мог без труда найти важную информацию и имел возможность быстро перейти в нужный раздел, требуется логичная и понятная навигация, которая будет направлять пользователя от шапки сайта к футеру и от одной веб-страницы к другой:

  • меню, доступное в любом месте;
  • хлебные крошки, позволяющие возвращаться в нужный раздел больших каталогов, не начиная весь путь заново;
  • внутренний поиск по странице;
  • дублирование главных пунктов меню в подвале сайта;
  • рекомендации смежных по тематике материалов;
  • якорь для объемных материалов.

Структурированный и релевантный контент. Текст легко воспринимается, если он разделен на смысловые блоки, имеет иллюстрации и подзаголовки, соответствует названию страницы.

Понятность интерфейса. Если пользователь долго запоминает, как выполнить то или иное действие на сайте (выполнить поиск по фильтрам, найти в меню необходимый подраздел), и часто допускает ошибки в использовании, он может предпочесть веб-ресурс с более простой логикой.

Шаг 3. Выберете несколько подходящих инструментов и проведите анализ юзабилити. Если в данный момент ваши пользователи удовлетворены работой сайта и он соответствует принципам юзабилити, не стоит полностью отказываться от аудита. Тенденции в веб-дизайне с течением времени меняются, поэтому чтобы не потерять достигнутой позиции в поисковой выдаче и повысить свою конкурентоспособность, необходимо с определенной периодичностью проводить анализ юзабилити и своевременно дорабатывать интерфейс.

Инструменты для анализа юзабилити

Одного инструмента для проверки удобства сайта может быть недостаточно — они отличаются охватом характеристик, которые можно протестировать с их помощью, и скоростью получения результатов. Чтобы получить полное представление о возможных проблемах, лучше подобрать несколько разных способов для исследования.

Сервисы для анализа статистики

«Яндекс.Метрика» и «Google.Analytics» — два бесплатных сервиса, с помощью которых фиксируется любая активность на сайте: клики, заполнение форм, проведенное на сайте время, отказы и многое другое. Они позволяют собрать важную информацию и понять, какие элементы обладают низким откликом посетителей и нуждаются в переработке.

Функциональность «Яндекс.Метрики»:

  1. Тепловая карта отображает области сайта, с которыми больше всего взаимодействуют пользователи
  2. Карта скроллинга демонстрирует среднее время и количество просмотров выбранного участка страницы. Позволяет проверить эффективность каждого конверсионного элемента, подобрать оптимальную длину страниц и правильно разместить ценную информацию.
  3. Аналитика форм позволяет выявить вопросы, которые клиенты предпочитают пропускать.

«Google.Analytics» обладает похожей возможностями и позволяет проверить данные по пользователям, пришедшим из поисковой системы «Google». Кроме того, существуют платные сервисы, которые самостоятельно находят слабые места юзабилити и дают советы по их устранению: «UsabilityHub», «OptimalWorkshop», «SitePolice».

О системах аналитики.

Опрос пользователей

Одним из самых простых способов узнать, соответствует ли юзабилити потребностям посетителей — попросить оставить обратную связь. Для этого можно разместить на сайте специальные формы и сделать email-рассылку.

Привлечение исследовательской группы

Вы можете провести практическое исследование с помощью фокус-группы. Модератор формулирует проблему (низкая конверсия) и составляет список действий, которые должны выполнить участники (оформить заказ). Тест-группа выполняет задания, полученные результаты анализирует специалист. Такой вид тестирования можно проводить и до запуска сайта. Он будет полезен начинающим веб-мастерам, которые смогут понаблюдать за пользователями со стороны. Фокус-группа может состоять из специалистов агентств или из ваших знакомых.

Проведение экспертизы

Наймите специалистов, которые умеют применять различные методы анализа и владеют опытом создания привлекательных сайтов

Юзабилити мобильной версии веб-сайта

Процент пользователей, которые посещают веб-ресурсы через браузеры мобильных устройств, с каждым годом растет. Если дизайн сайта не имеет мобильной версии, пользователи могут столкнуться с разными сложностями при взаимодействии с меню, контентом, а главное — с кнопками целевых действий. Чтобы не потерять большой сегмент целевой аудитории, важно проработать юзабилити мобильной версии сайта

  1. Необходимо правильно подобрать размер шрифтов, изображений, кнопок и анимации под размер экрана мобильного устройства.
  2. Мелкий шрифт усложняет прочтение текста, и пользователь может пропустить важную информацию. Для мобильной версии рекомендуем использовать шрифт не меньше 16 пикселей и достаточный междустрочный интервал.
  3. Качественные фото- и видеоматериалы могут быть слишком тяжеловесными. Некоторые мобильные устройства значительно слабее ПК по техническим характеристикам, графический контент с высоким разрешением будет тормозить загрузку страницы. К тому же, мобильный интернет может иметь ограничения по трафику.
  4. На многих устройствах не поддерживается Flash-анимация. Поэтому ее лучше полностью исключить в мобильной версии сайта.
Про юзабилити мобильной версии сайта.

Выводы

Сайт должен формировать у пользователя представление о том, чем конкретно компания занимается, какие услуги может ему предоставить, чем может быть полезна и как воспользоваться ее предложением: совершить покупку, оставить заявку на обратный звонок и т. д. Если важная информация спрятана и ее нельзя быстро найти, посетитель уходит. Поэтому важно регулярно проводить аудирование сайта. Если вы умеете обрабатывать данные, то анализ сайта можете провести самостоятельно.

Автор: Макхост

Оцените статью

Как провести анализ сайта Инструменты для анализа юзабилити Сервисы для анализа статистики Опрос пользователей Привлечение исследовательской группы Проведение экспертизы Юзабилити мобильной версии веб-сайта Выводы

Другие полезные статьи

Макхост — лидер авторитетных рейтингов